- Но ведь наши производители могут просто махнуть на все рукой и продавать БДТ за границу, а страна останется опять у пустой газовой трубы. Есть такой риск?
- На протяжении девяти лет я обращался и к губернаторам, и к правительству, но получал один ответ: «Это все хорошо, но средств нет». Думаю, идет мощное лоббирование интересов нефтяников, угольщиков, газовщиков и, вероятно, атомщиков Нам же нужна полноценная нормативная база для производства биодизельного топлива. Тогда можно будет говорить и о его продаже за границу. Уже сейчас Украина производит, по разным данным, до 150 тысяч тонн БДТ в год. Для сравнения: в прошлом году в Европе изготовили порядка 7 млн тонн, семимильными шагами в этом направлении движутся США. Вот и новый американский президент Барак Обама - приверженец идеи перехода на альтернативное топливо.
- Неужели все упирается в финансы?
- Конечно! БДТ хорошо подошел бы в качестве котельного и печного топлива. Сейчас, к примеру, многие городские ТЭЦ перешли на мазут, из-за чего из труб валит жуткий дым, снег вокруг чернеет А ведь мазут сжигают десятками тонн - представляете, какой это вред для экологии?! Биодизель пригодился бы и транспортникам. Я предлагал, например, такую идею: собирать фритюрный жир в кафе и столовых, очищать его и делать топливо для муниципальных автобусов. Можно в порядке эксперимента заправить им две-три машины и посмотреть, что получится. Жаль, никого этого не интересует.
- А в коммунальном хозяйстве биодизель сгодится?
Автобусы заведет масло из фритюрниц
Еще одно интересное изобретение - агрегат по производству биотоплива из сала. Пилотная установка есть в Полтаве. Там тоже нет ничего сложного: взяли 30 кг говяжьего жира, сложили в обычную бочку, растопили, добавили спирт с катализатором Единственный недостаток такого топлива - оно мутнеет и начинает замерзать уже при температуре +8 градусов, то есть двигатель не может на нем работать.
- Сейчас этим занимается одна днепропетровская фирма. Водоросли выращивают в специальном фотобиореакторе, затем сепарируют и отжимают воду. А уже из сухой массы выдавливают масло и делают биодизель. Проблем с сырьем нет - такие водоросли растут и в наших морях. Кстати, у них есть интересное свойство: если их «пугать», резко изменяя яркость освещения (так называемая искусственная смена дня и ночи), они начинают запасать жиры. То же самое происходит, если изменять содержание азота в воде То есть этими процессами можно управлять.
- С маслом понятно. А как получить топливо из водорослей?
«Испуганная» трава запасает жиры
- Частные предприниматели, фермеры покупают простые установки и на них изготавливают БДТ в небольших количествах - себе и соседям. Это топливо не годится, к примеру, для «Мерседесов» с дизельными двигателями, а вот для тракторов вполне подходит. Ничего сложного здесь нет: налили масло, добавили метанол с катализатором, перемешали, отстояли - и утром образовавшийся верхний слой уже можно использовать. На лекциях я даже показываю студентам, как сделать такую смесь в обычной бутылке К слову, применение найдется и получившемуся осадку (глицерин, остатки катализаторов). На фермах его высушивают и сжигают в котлах для подогрева воды, а потом используют в качестве пищи животным или же новой порции рапсового масла перед реакцией. Есть еще и солома, которую можно брикетировать и сжигать. Полностью безотходное производство!
- Биодизель у нас уже используют?
- В прошлом году был пик урожайности: засадили рапсом 1,8 млн га и получили около 3 млн тонн, заняв одно из первых мест в мире после Аргентины, Канады и России, которая в последние годы тоже активно занялась его выращиванием. Но обидно, что 90 процентов урожая вывезли за границу Фермеры считают, что проще продать рапс и на вырученные деньги купить обычное дизтопливо.
- А в Украине как дела с рапсом?
- Для изготовления биодизеля подходит любое сырье, содержащее животные и растительные жиры. Не только широко известный рапс, но и, например, отходы мясокомбинатов и даже морские водоросли! - утверждает ученый. - В европейских странах БДТ делают главным образом на основе рапса. Он дает хороший урожай - до 50 центнеров с гектара, а из его семян, если поднапрячься, можно выдавить до 40 процентов масла. Американцы выращивают много сои (до 80 млн тонн в год), однако ее масличность несколько меньше.
Подойдут и рапс, и соя
Уже не первый год наш газовый сектор лихорадит: это даже по скачущим ценам на нефть и безнзин видно. А тут еще газовый кризис. Самое время задуматься об альтернативных видах топлива, которые хоть немного уменьшили бы зависимость Украины от стран-продавцов энергоносителей. Есть, к примеру, очень реальный вариант - биодизельное топливо (БДТ). Как его получать и применять, нам рассказал кандидат технических наук из Харькова Владимир СЕМЕНОВ.
Ученые в недоумении: коммунальщики тоннами жгут экологически вредный мазут, а ведь есть масса альтернативных вариантов.
Из сала и водорослей можно делать дешевое топливо!
Из сала и водорослей можно делать дешевое топливо! - KP.UA
Комментариев нет:
Отправить комментарий